Иран: сентябрь 2017 (дайджест)

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) и Иран после отмены санкций

 

Восьмой доклад МАГАТЭ, опубликованный 31 августа, подтвердил соблюдение Ираном договоренностей согласно СВПД. Гендиректор МАГАТЭ Юкиа Амано, открывая заседание совета управляющих 11 сентября, вновь подтвердил соблюдение СВПД Ираном. И тем не менее, сентябрь стал месяцем активного обсуждения возможности выхода США из соглашения. Следующая дата утверждения президентом США соблюдения Ираном своих обязательств – 15 октября, и Дональд Трамп полунамеками предупредил, что собирается в этот раз пойти против сложившейся практики и сделать шаг в направлении выхода из СВПД. Иран в лице главы Организации по атомной энергии Али-Акбара Салехи заявил, что подобные действия навсегда подорвут доверие Тегерана к западным странам. Глава парламентской комиссии Ирана по вопросам национальной безопасности и внешней политики Алаэддин Боруджерди предупредил, что в результате выхода США из СВПД Иран вернется к обогащению урана.

Заявления о необходимости «предпринимать меры» против Ирана, помимо президента Трампа, делали госсекретарь США Рекс Тиллерсон и члены американского Конгресса. В своей речи с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Трамп назвал СВПД наихудшим соглашением в истории США.

Иран, в свою очередь, придерживается позиции не нарушения СВПД, пока другие стороны соглашения ему привержены, и продолжает выполнение взятых на себя обязательств. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан на полях 72-й сессии ГА ООН заявил, что Франция придерживается соглашения и постарается убедить президента Трампа не выступать его нарушителем. Австрийский президент Александр фон дер Беллен назвал Иран «надежным партнером по ядерной сделке» после выпадов Трампа в адрес Ирана на ГА ООН. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль заявил, что «выход США из СВПД может стать началом новой ядерной гонки». Поддержку СВПД выразила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Однако ключевым вопросом в ситуации с выходом США из СВПД останется фактическая реакция западных сторон соглашения, которые столкнутся с очень сложной дилеммой – подпасть под восстановленные санкции США или же бросить дипломатические силы для оказания давления на американского президента, приостановив при этом начавшие было устанавливаться связи с Ираном.

Так, австрийский Oberbank стал одним из первых европейских банков, который начал взаимодействовать с Ираном после снятия санкций. Соглашение между Oberbank и Центральным банком Ирана покрывает проекты австрийских компаний в Иране продолжительностью более двух лет в сферах, ранее затронутых санкциями. На данный момент Oberbank уже финансирует экспорт австрийских продуктов в Иран.

По результатам консультаций с представителями китайской банковской сферы глава ЦБ Ирана Валиулла Сейф заявил, что Китай предоставит Ирану 35 млрд. долларов в виде кредитов и инвестиций в проекты. Сейф сделал заявление после подписания меморандума о понимании между ЦБ Ирана и Банком развития Китая и открытии кредитной линии Ирану на 15 млрд. долларов. Между иранским Банком промышленности и добычи и китайским Банком развития уже существует соглашение о предоставлении кредита в размере 1,5 млрд. долларов, которые предполагается вложить в электрификацию железнодорожных путей Тегеран-Мешхед (продолжительностью 926 км). За счет этих инвестиций китайская сторона покрывает 88% стоимости проекта.

В Иран продолжают поступать столь необходимые обновления для самолетного парка, заказы на которые были сделаны после снятия санкций. Так, в сентябре были поставлены два самолета ATR72-600, приобретенные у Франции иранской компанией «Хома». После согласования СВПД Иран заключил контракты на поставку 100 самолетов Airbus, 80 – Boeing и 20 – ATR. На данный момент в Иран было поставлено 3 самолета Airbus и 4 ATR72.

Тем временем, в сентябре в санкционный список США (согласно акту HR3364 от 2 августа 2017 г.) были добавлены в общей сложности 11 новых физических и юридических лиц – компаний и граждан Ирана.

 

 

Иран и Россия

 

В сентябре Иран и Россия продолжили плотные консультации по сирийскому вопросу, а также по ситуации в регионе в связи с референдумом о независимости иракского Курдистана как в двустороннем порядке, так и вместе с турецкими коллегами. Новые санкции США, наложенные в августе, побудили стороны обратить более пристальное внимание на другие возможности для сотрудничества.

Представители «Роснефти» проявили интерес к разработке иранских месторождений «Азадеган», «Яран», «Купал» и «Марун на встрече с заместителем министра нефти Ирана Амир-Хосейном Заманиния. Стороны обсудили сделки по обмену сырьем (нефтяные свопы). Так что вновь появилась информация о возможно скором начале экспорта иранской нефти в Россию в обмен на товары. Ранее уже были достигнуты договоренности по вопросу о поставках 100 барр. нефти в день, но сделка так и не претворилась в жизнь.

В сентябре Иран с визитом посетили делегации из России, которые провели совещания по сотрудничеству с представителями различных провинций Ирана – Центральной, Керманом, Мазандараном.

В сентябре министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф встретился в Москве с президентом Владимиром Путиным и своим коллегой Сергеем Лавровым. Стороны обсудили переговорный процесс по сирийскому вопросу, а также заявили о своей приверженности СВПД. Спецпредставитель президента России по сирийскому вопросу Александр Лаврентьев посетил Иран 5 сентября для встречи с секретарем Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Шамхани.

 

Иран на международной арене

 

Иран продолжил занимать активную позицию на международной арене – как в региональном, так и в глобальном масштабе. По инициативе иранского правительства, выступившего с резкой критикой ситуации с мусульманами-рохинджа в Мьянме, в Бангладеш, где на данный момент наблюдается особо интенсивный приток беженцев, были отправлены две партии гуманитарных грузов.

Иран продолжил участие в Астанинском процессе: 14-15 сентября в Астане прошел шестой раунд переговоров по сирийскому кризису. Ключевым вопросом стало создание четвертой зоны безопасности в провинции Идлиб.

Иран также направил гуманитарную помощь в сирийский Дейр эз-Зор после снятия блокады. Один из караванов с гуманитарной помощью был атакован боевиками Исламского государства (ИГ).

 

В сентябре высказывался ряд домыслов о возможном потеплении отношений между Тегераном и Эр-Риядом на фоне восстановления потока паломников из Ирана к мусульманским святыням, расположенным в Саудовской Аравии. В прошлом году Иран объявил бойкот отправке своих граждан в хадж в связи с массовой давкой и гибелью сотен иранцев во время хаджа 2015 г. Стороны также переживают очередной период разрыва дипломатических отношений в связи с нападением иранцев на дипломатические представительства Саудовской Аравии после известий о казни властями королевства шиитского проповедника в январе 2016 г. В этом же году более 86 000 иранцев совершили хадж на территории Саудовской Аравии. При этом министр иностранных дел КСА Адель аль-Джубейр опроверг предположения о потеплении отношений между двумя странами. Министр иностранных дел Джавад Зариф также осторожно отметил, что надо еще рассмотреть перспективу улучшения отношений. Поддержка Ираном совместно с Турцией Катара в ситуации блокады также только способствует укреплению оси противостояния Тегеран-Эр-Рияд. В свою очередь, та же ситуация способствует сглаживанию противоречий между Ираном, Катаром и Турцией по сирийскому вопросу.

Неприятие Анкарой и Тегераном референдума по вопросу независимости иракского Курдистана способствовало дальнейшему сближению правительств Рухани и Эрдогана после продолжительного периода напряженности. Президент Рухани встретился с Эрдоганом на полях саммита Организации исламского сотрудничества (ОИС) по науке и технологиям, который прошел в Астане 10-11 сентября. 25 сентября Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в Ираке и Сирии, в частности вопрос целостности Ирака в связи с референдумом о независимости Курдистана. Таким образом, Иран, Турция и Ирак провели ряд координированных действий по нежелательному для всех сторон нарушению целостности Ирака, параллельно проводя консультации по данному вопросу и с Россией.

Иран в ответ на референдум о независимости закрыл воздушные границы с иракским Курдистаном, а также провел военные учения армии и КСИР на западе и северо-западе страны в провинциях Курдистан и Западный Азербайджан, утверждая, однако, что совпадение по времени с референдумом и близость к иракскому Курдистану случайны. В учениях приняли участие бронетанковые, десантные, артиллерийские войска и авиация.

 

 

Внутренняя политика

 

В конце сентября в Иране отметили неделю священной обороны по случаю годовщины окончания войны с Ираком и день поминовения трагической кончины имама Хусейна, известный как Ашура.

В самом начале траурных церемоний, после пятничной молитвы 22 сентября, в Тегеране прошли антиамериканские протесты с традиционными лозунгами «смерть Америке!», «смерть Израилю!», «смерть Англии!», «смерть дому Сауда!».

В связи со знаковостью гибели одного из защитников гробницы Саиды Зейнаб в Сирии Мохсена Ходжаджи, его похоронная церемония также была назначена на конец сентября. Обезглавленного ИГ Ходжаджи сравнивали с имамом Хусейном, в социальных сетях появилось большое количество коллажей и иллюстраций на эту тему. Очевидно, власти поощряли эту волну, направленную на формирование романтического образа иранских бойцов в Сирии. Ходжаджи был похоронен как раз накануне Ашуры (27 сентября), хотя убийство произошло 9 августа, а тело было получено Хезболлой уже 31 августа.

В ходе обмена резкими заявлениями между Ираном и США, Тегеран продолжил демонстрировать имеющиеся военные достижения. Так, была представлена ракета средней дальности «Хоррамшахр», способная поражать цели на дистанции 2000 км. В начале сентября Иран протестировал ракетную систему собственного производства Bavar-373, которая должна будет дополнить российские С-300. Систему дальнего радиуса действия предполагается запустить в работу в марте 2018. На авиабазе Хатам оль-Анбия на западе страны также были размещены новые ракетные комплексы.

Иран возбудил уголовное дело против разработчика Telegram Павла Дурова «в связи с популярностью мессенджера среди террористов и торговцев наркотиками», отметив, что приложение также используется при организации других преступлений, включая торговлю людьми. Дуров заявил о готовности приостановить работу приложения в Иране. В совокупности с удалением иранских приложений из Apple Store и Google Play Market, удар по одному из самых популярных мессенджеров производит на пользователей смартфонов депрессивное впечатление.

 

***

За исключением некоторых внутриполитических дрязг, сентябрь для Ирана прошел под эгидой обмена резкими высказываниями с США по поводу СВПД, переговоров со странами региона и Россией по вопросу курдского референдума о независимости и продолжения попыток урегулировать сирийский кризис.

 

Ю. Свешникова