Китай: апрель 2018 г. (дайджест)

Внешнею политику Китая за апрель традиционно можно охарактеризовать как активную на всех направления. Отмечается дальнейшее усиление негативной повестки в различных областях в американо-китайских отношениях. Рост позитивной повестки в отношениях с Россией, Индией, Японией, Сингапуром, Австрией. Во внутренней политике необходимо выделить взаимоотношения с Тайванем и ряд новых экономических мер.

Внешняя политика

Россия – Китай

В Москве 4-5 апреля состоялась VII Московская конференция по международной безопасности. Вэй Фенхэ, новоназначенный Министр обороны КНР, перед конференцией сделал несколько высказываний: “китайская делегация прибыла на VII Московскую конференцию по международной безопасности и для того, чтобы дать американцам знать о тесных связях вооруженных сил России и Китая”.

Также он уточнил, что “поездка в Москву согласовывалась с председателем КНР Си Цзиньпином” и то, что “китайская сторона готова с российской стороной выразить нашу общую озабоченность и единую позицию по важной международной проблематике”. “Это мой первый визит за границу в качестве министра обороны. Я хочу показать миру, как развиты наши двусторонние отношения, и как тверда решимость наших вооруженных сил укреплять стратегическое сотрудничество” – сказал министр.

Вместе с Министром обороны конференцию посетил Министр иностранных дел Ван И.

22 апреля в Пекине Зам.председателя Центрального военного совета КНР Сюй Цилян встретился с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, прибывшим в Китай для участия в заседании министров обороны государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Министр иностранных дел России нанес официальный визит и принял участие в Совете Министров Иностранных дел ШОС в 23-24 апреля. Во время визита Лавров встретился с Председателем КНР и Министром иностранных дел КНР.

23 апреля главой в Доме народных собраний в Пекине МИД России Сергей Лавров провел встречу с Председателем КНР Си Цзиньпином. Си отметил, что стороны должны продвигать сопряжение Инициативы «Пояса и пути» и ЕАЭС, оказывать друг другу содействие в международных делах и общими усилиями защищать и поддерживать международное право, активизировать сотрудничество в рамках ШОС, БРИКС и «Группы 20». Си также отметил, что Китаю и России вместе с другими странами мира следует прикладывать усилия для создания международных отношений нового типа, формировать сообщество единой судьбы.

В этот же день Лавров встретился со своим китайским коллегой Ван И. Повестка предусматривала обмен мнениями в приоритетных направлениях деятельности ШОС, а также в актуальных глобальных и региональных вопросах, таких как: Корейский полуостров, положение дел в Афганистане, сохранение многосторонних договоренностей по иранской ядерной программе.

США – Китай

4 апреля Министерство коммерции КНР планирует ввести дополнительные пошлины в 25 процентов на 106 наименований товаров из США таких как автомобили, самолеты, нефтехимию и соевые бобы. Дата вступления в силу этих ограничений не была названа, однако в Министерстве отметили, что это полностью зависит от даты введения Вашингтоном пошлин в отношении 1300 товаров из Китая, список которых был опубликован американцами 3 апреля.

В торговом конфликте Китай призывает США к разрешению противоречий через переговоры. Так посол КНР в США Цуй Тянькай в очередной раз заявил, что стороны должны работать над разрешением этого вопроса и что он “отравляет” двухсторонние отношения. В таком же духе высказался Генеральный консул КНР в Сан-Франциско Ло Линьцюань.

В это время в других сферах наблюдается ухудшения двухсторонних отношений. Так кроме официальных документов в экспертной среде (например, в последнем выпуске журнала Foreign Policy) утверждается мнение о “модели китайского авторитаризма” противостоящего американской демократии. В то время как сама демократия теряет свои позиции и привлекательность как форма общественного развития, КНР рассматривается как активный распространитель своей “идеологии” на территории США и в других странах.

 

В это же время сенатор Марк Рубио предлагает внести некоторых чиновников из Китая в список Магнитского, то есть ввести против них персональные санкции.

В апреле Министерство коммерции США вводит 7-летний запрет для американских компаний на продажу любых товаров китайской фирме ZTE в связи с якобы нарушением последней санкционного режима в отношении Ирана. Также в США рассматривают введение пошлин в отношении другого китайского “технологического гиганта” Huawei.

В апреле была выпущена Резолюция Сената США по Тибету приуроченная к 59-летию восстания в Тибете. Согласно документу, США будут следить за тем, чтобы власти КНР не вмешивалось в выборы Далай-Ламы.

Представитель МИД КНР Хуа Чуньин выразила мнение, что резолюция Сената США по Тибету указала «устойчивое, необъяснимое невежество и высокомерие некоторых американцев» и призвала США управлять своей собственной страной, прежде чем обвинять других. Также в апреле Госсовет КНР, в ответ на американский доклад по правам человека в КНР, опубликовал свой документ по положению прав человека в США.

Одновременно с ухудшением двухсторонних отношений необходимо выделить продолжение диалога. Например, для обсуждения американо-китайских отношений используется площадка Американо-китайского саммита по вопросам качества (The China-US Quality Summit).

Также в апреле Премьер КНР Ли Кэцян встретился с Элейн Чао, министром транспорта США, которая прибыла для участия в девятом американо-китайском транспортном форуме. В ходе беседы Ли указал, что Си Цзиньпин постоянно ведет телефонные переговоры с президентом США Д. Трампом.

В апреле также было объявлено, что в мае Китай должны посетить Министр финансов Стивен Мнучин и Торговый представитель Роберт Лайтхайзер для продолжения торговых переговоров. Уже известно, что китайцы в ходе переговоров не будут обсуждать требование Д. Трампа немедленно снизить торговый дефицит между странами на 100 млрд. долларов.

Прямые инвестиции Китая в США упали на 28 процентов с рекордных 60 млрд. долларов США в 2016 до 43 млрд. долларов США в 2017 году. Эксперты из Rhodium Group связывают это с ростом политических противоречий между странами. Американские инвестиции в Китай практически не изменились, показав незначительный рост и составили 14 млрд. долларов США.

Китай – Индия

27-28 апреля в Ухане состоялся неформальный китайско-индийский “саммит”, в котором приняли участие председатель КНР Си Цзиньпин и Премьер-министр Индии Нарендра Моди. Сторонам удалось обсудить ряд важнейших двухсторонних и международных проблем. По словам Секретаря по иностранным делам Виджай Кешав Гокхейла в двухсторонних отношениях удалось добиться бОльшего взаимопонимания.

Впервые идея неформального саммита между двумя лидера прозвучало со стороны Министра иностранных дел Индии в феврале 2018 года. Прошедшему “саммиту” двух лидеров “сопутствовали” встречи Ван И и Виджай Кешав Гокхейла, вице-председателя КНР Ван Цишана с Министром иностранных дел Индии Сушма Сварадж.

Стоит также отметить, что никаких конкретных результатов, кроме заверений сторон о заморозке приграничного конфликта, встреча не принесла. Такой исход был ожидаем, так как никакой четкой повестки у “саммита” не было.

По итогам визита в англоязычном издании Global Times была опубликована статья, в которой призывали не торопиться с решением важнейших вопросов. С одной стороны, были приведены положительные моменты, такие как членство Индии в АБИИ и вариант снятия противоречий между двумя странами по вопросу Китайско-Пакистанского Экономического Коридора (предлагается развитие экономических коридоров между Китаем и Индией), с другой – некоторые требования Индии была вообще названы неконструктивными, например, запрос Индии на членство в Группу ядерных поставщиков.

Китай – Япония

Ван И принял участие в Китайско-японском экономическом диалоге на высшем уровне. Подобная встреча была первой за 8 лет (с 2009 года не было контактов на таком уровне). Во время визита Ван И провёл переговоры не только с японскими министрами, но и премьер-министром Синдзо Абэ. Прошедшая встреча была частью подготовки к запланированной на следующий месяц встрече Синдзо Абэ и Ли Кэцяна, а также к последующим возможным взаимным визитам Си и Абэ.

Министр иностранных дел Японии Таро Коно отметил, что именно экономика является важным двигателем для развития двухсторонних отношений. Перед лицом нарастающего протекционизма, Япония выступает за решение всех торговых споров по правилам ВТО – добавил Коно.

С 19 по 20 апреля в Японии прошел 9 раунд китайско-японских консультаций по морскому взаимодействию. По итогам встречи стороны договорились ускорить запуск морского и воздушного механизма по взаимодействию. При этом на встрече обсуждался куда более широкий ряд вопросов внешней политики, обороны, ресурсов транспорта, сельского хозяйства.

Китай – КНДР

8 апреля Китай запретил поставку КНДР ряд технологий двойного назначения для того чтобы пресечь попытку дальнейшего развития ядерной программы КНДР.

Как стало известно Министр Иностранных дел КНР Ван И нанесет визит в КНДР 2-3 мая.

Китай – Сирия

16 апреля пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин высказалась по поводу ракетного удара США, Великобритании и Франции по объектам в Сирии, сказав, что данная акция — нарушение базовых принципов международного права. Также выразила сомнение в легальности и легитимности таких действий.

22 апреля Специальный посланник КНР Се Сяоянь заявил, что только политическое урегулирование сможешь привести к решению сирийского кризиса. 25 апреля Специальный посланник КНР высказался, что борьба с терроризмом должна идти параллельно с мирным процессом в Сирии. Се отметил то, что нужно выяснить кто именно провел химическую атаку, а также то, что повторение “сценария Ирака при режиме Саддама Хусейна” было бы желательно.

Председатель КНР Си Цзиньпин во время телефонных переговоров (по отдельности) с Премьер-министром Великобритании Т. Мэй и президентом Турции Р. Эрдоганом призвал снизить уровень напряжения в сирийском конфликте и расследованию факта химической атаки.

Китай – Казахстан

Проблема притеснений этнических казахов может стать фактором, который минимум в краткосрочной перспективе осложнит двухсторонние отношения. Бекболат Тлеухан, депутат Мажилиса, нижней палаты парламента Казахстана высказался следующем образом: “Политику властей Китая в отношении этнических казахов тяжело назвать правильной».  “Главный вопрос – соблюдение прав человека в отношении этнических казахов в любой стране», – добавил депутат Мажилиса Куаныш Султанов. Данная тема уже поднята и доведена властями Казахстана до китайской стороны.

Китай – Сингапур

В кулуарах Боаоского Азиатского Форума во время встречи с Си Цзиньпином Премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун сделал заявление о необходимости дальнейшей либерализации торговли. По мнению премьер-министра именно, развитие сотрудничества, а не ограничений позволят мировой экономике расти. Лидеры КНР и Сингапура высказались в пользу институционального решения торговых споров в рамках ВТО вместо использования пути односторонних санкций. Ли Сяньлун и Си Цзиньпин также отметили развитие двусторонних отношений в рамках реализуемых между странами проектов. В этом году, как ожидается, КНР и Сингапур подпишут договор о свободной торговле.

Выступление Си на Боаоском форуме

Си Цзиньпин выступил с речью на Боаоском Азиатском Форуме с 40-минутной речью, основной темой которой стала экономика и сотрудничество в торговле. При этом Си ни разу не упомянул торговый конфликт с Вашингтоном.

В отличие, например, от 2015 года, которую Си посвятил международной обстановке, в этом году председатель КНР сконцентрировался на экономике, указав на важность сотрудничества всех стран для достижения максимальной взаимной выгоды. Председатель рассказал о ряде планируемых нововведений в китайской экономике: большей свободе действий для иностранного капитала в производстве и фондовых рынках, снижении импортных пошлин на автомобили, улучшениях в сфере защиты интеллектуальной собственности и предоставлении новых стимулов для инвестирования в китайскую экономику.

Китай – Австрия

Во время визита президент Австрии Александра Ван дер Беллена в Китай стороны подписали договор о стратегическом партнерстве.

ШОС

23 апреля в рамках ШОС председатель Си встретился министрами обороны стран ШОС. Также на встрече присутствовали другие официальные лица, посол Индии в Китае и специально приглашенный на эту встречу Министр обороны Белоруссии.

Внутренняя политика

24 апреля Тайвань провел симуляцию отражения вторжения в ответ на ряд военных учений военных сил НОАК в Тайванском проливе. Разворачивание учений со стороны материкового Китая произошло на фоне визита президента Тайваня Цай Инвэнь в Свазиленд, в одно из государств, еще признающих Тайвань.

Китайская компания Huawei занялась разработкой собственной операционной системы, которая в будущем должна будет заменить системы Android и Microsoft. Разработка была начата еще в 2012 году на случай запрета на использование операционных систем. Отметить стоит, что по заявлениям компании, разрабатываемая система уступает американским аналогам.

Целый ряд эконмических изменений был обнародован в апреле в КНР. Центральный Банк КНР и его глава И Ган опубликовали новые конкретные меры, направленные на дальнейшую либерализацию экономики Китая: так, будет несколько ослаблен контроль за процессом инвестирования китайских капиталов за рубеж, с июня этого года иностранным юридическим лицам позволят владеть банками и компаниями по управлению активами, открывать филиалы и дочерние предприятия зарубежных финансовых организаций на территории КНР, а также ряд других. Также Народный банк Китая объявил о снижении нормы обязательных резервов для банков на 1 процентный пункт.

Согласно сообщениям прессы, также был издан запрет государственным финансовым учреждениям выдавать кредиты местным правительствам за исключением государственных бондов.

На первой встрече нового финансового органа КНР Центральной экономической и финансовой комиссии Си Цзиньпин заявил, что местные правительства и государственные компании обязаны будут сократить свою долговую нагрузку в будущем.

25 апреля был обнародован ряд мер по снижению налоговой нагрузки на сумму более 60 млрд. юаней. Основная задача — стимулировать инновации и малый бизнес. Этот шаг стал продолжением ранее обнародованных мер по сокращения налогов на 400 млрд. юаней, принятых на заседании исполнительного совета Государственного совета 28 марта 2018 года.

Сунь Чжэнцай был признан виновным по обвинению в коррупции. До лета 2017 года, почти до самого его неожиданного ареста, Сунь позиционировался как один из главных возможных кандидатов на пост генерального секретаря КПК после Си Цзиньпина.

В рамках всесторонней институциональной реформы, начавшейся после 1-й сессии ВСНП 13-го созыва в Китае, создаётся новая медиа-группа China Media Group. Эта платформа вещания, которая состоит из Центрального телевидения Китая (CCTV), Китайского государственного радио (CNR) и Китайского международного радио (CRI) и будет носить название Голос Китая.

Вывод

Для внешней политики КНР апрель стал непростым месяцем наполненным рядом значимых событий. В российско-китайских отношениях необходимо выделить укрепление отношений по линии военных ведомств. Новый министр обороны КНР высказался в пользу более тесного сотрудничества. Формат, при котором в центр российско-китайских отношений ставятся военно-дипломатическая повестка наиболее отвечает китайской стороне, но не российской, для которой экономические вопросы имеют важную значимость.

Однако ситуация, при которой на ядерную державу оказывают всесторонне политико-дипломатическое давление, а против второй вводят торговые ограничения заставляет Москву и Пекин искать более плотного взаимодействия с друг другом. На данном этапе взаимоотношения уже достигли очень высокой планки в формате стратегического сотрудничества, но несмотря на внешнее давление военно-политический союз пока не отвечает интересам двух стран.

Корейское урегулирование также ставит перед двумя державами ряд вопросов в сфере безопасности. Несмотря на одобрение широкими массами встречи двух корейских лидеров, объединение страны не выгодно ни внутренним, ни внешним силам. Основной задачей российской и китайской дипломатии воспользоваться складывающейся ситуацией и как минимум сохранить достигнутый результат и не допустить новой эскалаций конфликта (что будет достаточно сложно).

Визит лидера Северной Кореи в Китай показал роль и значимость Китая в данном конфликте (см. дайджест за март). То, что Китай именно сейчас ввел ограничение на поставку технологий двойного назначения можно трактовать как определенную форму давления и контроля развития переговорного процесса. Однако в любом случае плотную вовлеченность КНР в процесс показывает визит Ван И, который состоится практически сразу после межкорейских переговоров. В условиях ухудшения американо-китайских отношений успех переговоров двух Корей в Пекине воспринимается положительно, КНР будет дальше прикладывать формальные и неформальные усилия в управлении этим конфликтом.

Американо-китайские отношения, несмотря на переговорный процесс на различных уровнях, продолжают ухудшаться. В американских СМИ и у части экспертной и политической среды уже сложился противоречивый образ Китая, где китайцы одновременно наделены положительными и отрицательными качествами (их легко поймать за шпионаж, однако они очень умные и хитро скупают американские высокотехнологические компании). Такой образ прямо говорит о восприятии КНР как врага на уровне, идущем дальше чем официальные документы и высказывания.

Давление со стороны США, как уже было указано ранее, не связано только лишь с дефицитом внешней торговли. Линия противоречий лежит гораздо глубже и в конечном итоге это спор за лидерство. Будучи поднимающейся державой, Китай не заинтересован в конфликтах, которые будут мешать далее развиваться. Модель экономики США приспособлена под существующую мировую политическую архитектуру, и ее перестройка неизбежно приведет к падению уровня жизни в США (сегодня у части населения итак существует такое недовольство). Поэтому Вашингтон всячески будет оказывать различного рода давление (в краткосрочной перспективе политическое и экономическое) на Пекин для сохранений всех своих преимуществ.

В КНР ставят амбициозные задачи по экономическому и социальному развитию, поэтому ограничения со стороны других держав невозможны для Пекина. Очередное снижение налогов, меры для сокращения внутренней долговой нагрузки указывают на ряд проблем в китайской экономике. В этой ситуации требование администрации Д. Трампа снизить дисбаланс торговли на 100 млрд. долларов даже не рассматривается в Пекине (о чем и было открыто сказано).

Отсюда же вытекает очередной рост напряжения между материком и островом. Принятый Taiwan Travel Act очевидно задевает жизненно важные интересы Пекина, и с высоты сегодняшнего дня звонок Д. Трампа президенту Тайваня не выглядит так спонтанно, как могло это показаться некоторое время назад.

Рост противоречий в американо-китайских отношений заставит Пекин одновременно “нести флаг свободной торговли” и выстраивать собственную финансовую архитектуру. В первом случае КНР имеет прекрасную возможность найти общую платформу для переговоров с такими непростыми для Китая партнерами как Япония и Индия. Кроме этого, большинство стран, которые привыкли играть по правилам свободного рынка и торговли (к примеру, страны АСЕАН и, особенно, Сингапур) поддерживают КНР в ее стремлении в дальнейшем либерализации торговли, и именно поэтому Си посвятил свою сорокаминутную речь продолжению развития этого процесса.

Выстраивание собственной экономической архитектуры позволяет Пекину предлагать повестку, проекты и помощь тем государствам, которые имеют меньшие выгоды от процесса глобализации. Тем самым два этих фактора ставят Пекин в более выгодное международное положение, чем Вашингтон.

Давление на китайские компании ZTE и Huawei это один из инструментов сдерживание Китая в сфере высоких технологий. Она является одним из “бастионов” США и потеря лидерства в этой сфере повлечет окончательную потерю мирового лидерства. Поэтому КНР так важно разрабатывать свои операционные системы. Однако их качество является индикатором того, что Пекину предстоит немало работы для того, чтобы сравняться в высокотехнологичных разработках с США.

Суда же относится и вопрос формальных и неформальных ограничений инвестиций для граждан и компаний КНР. Падения уровня прямых инвестиций Китай в экономику США объясняется только лишь политическими причинами, а не экономической динамикой.

Как уже было указано апрельский успех китайской дипломатии в японском и индийском направлении связан с желанием не только Китая, но и двух этих стран к продолжению экономической либерализации. Однако это не решает всех других проблем между государствами, но может временно улучшить отношения и быть причиной того, чтобы не поднимать определенные вопросы в двухсторонних отношениях. Для России особенно важно дальше поддерживать формат РИК, который может потерять актуальность из-за китайско-индийских саммитов. С улучшением китайско-японских отношений (тем более под это есть символическая дата – 40 лет китайско-японского договора о мире и дружбе) также теряется ценность российской дипломатии для региона.

Подписанный договор о стратегическом партнерстве с Австрией может является индикатором в развитии отношений по линии Китай – Центральная и Восточная Европа. Необходимо внимательно следить за результатом июньского саммита 16+1 и в целом за форматом таких встреч. Учитывая экономическую структуры нынешней Европы, именно Китай может занять роль одного из экономических “центров притяжения” (вместо распадшегося СССР).

Обратить внимание также необходимо на возможные последствия набирающей обороты проблемы притеснения не только этнических казахов, но и всех других неханьских этносов со стороны китайских властей в СУАР. Экономическое присутствие КНР в Центральной Азии нарастает с каждым днем, дисбаланс такого присутствия, рост долгов стран ЦА перед КНР, потеря рабочих мест местным населением, преимущественно традиционное общество и ряд других факторов может послужить причиной роста межэтнических конфликтов и синофобии. То, что самая развитая страна региона Казахстан начала поднимать такие вопросы на официальном уровне (локальные вспышки синофобии были и ранее, но достаточно быстро решались) как минимум стоит внимательного наблюдения за ситуацией, а для КНР представляет еще один вызов для относительно “спокойного” направления внешней политики.

П.Прилепский