Внешнюю политику Китая за март традиционно можно охарактеризовать как активную на всех направления. Отмечается дальнейшее усиление негативной повестки в американо-китайских отношениях, развязывание “торговой войны”. Во внутренней политике необходимо выделить масштабные реформы и перестановки в правительстве.
Внешняя политика
Россия – Китай
17 марта президент России В. Путин поздравил председателя КНР Си Цзиньпина с переизбранием на пост главы КНР. В свою очередь Си Цзиньпин был одним из первых, кто поздравил Путина с победой в президентских выборах, отметив, что “русский народ избрал путь обновления”.
19 марта президент России В. Путин заявил, что “стратегии развития Китая и России схожи, а интересы двух стран в существенной степени совпадают”.
В марте в Китай была доставлена первые 100 тонн российской пшеницы, поставку осуществило ООО “Амурагрокомплекс”. Ранее китайская сторона сняла ряд ограничений на поставку продовольствия из России.
В марте в Пекине начал работать Российско-китайский центр интеллектуальной собственности, основная задача которого наладить взаимодействие в области защиты авторских прав. Центр должен отвечать за информацию о патентных сделках, развивать двухстороннею торговлю интеллектуальной собственностью, а также отвечать за подготовку специалистов соответствующего профиля.
США – Китай
Президент США Д. Трамп подписал распоряжение о введении торговых пошлин, которые, как ожидается, нанесут урон китайской экономике на 60 млрд. долларов США. Подписывая документ, Трамп заявил, что просил Председателя КНР принять меры по немедленному снижению торгового дисбаланса на 100 млрд. долларов США.
По заявлению советника президента США П. Наварро ограничения должны ударить по ключевым пунктам китайской инициативы “Сделано в КНР 2025”, включая информационные технологии нового поколения, электроника, робототехника, авио и космические разработки.
Сам план Д. Трампа включает 3 пункта:
- Торговый представитель США Р. Лайтхайзер в течении 15 дней подготовить точный список примерно в 1300 китайских наименований, для окончательного утверждения в повышении торговых пошлин. После финального утверждения будут определены точный цифры увеличения пошлин.
- Лайтхайзер также должен будет подготовить иск в ВТО, по обвинению Китая в нарушениях прав собственности.
- Секретарь казначейства Стивен Мнучин в течении 60 дней должен подготовить план действий, направленный на ограничения китайских инвестиций в ключевые сектора экономика США, чтобы предотвратить утечку технологий, которые могут создать военные преимущества Китаю.
Ожидая ответа со стороны КНР, торговый представитель США организовал встречу с агрохозяйственным бизнесом, включая Американскую ассоциацию производителей сои, для дискуссии о возможном ответе со стороны Пекина. Тем более, что американские производители сои потенциально одни из первых, кто может попасть под ответные меры Пекина.
Чуть ранее, 18 марта 45 бизнес-ассоциаций США опубликовали письмо президенту страны Дональду Трампу. В нем они предостерегали президента от его развязывания торговой войны против Китая.
В ответ, со 2 апреля Таможенная комиссия по тарифам Госсовета Китая приняла решение приостановить действие пониженных тарифов на некоторые американские товары. Китай “отказывается от таможенных уступок на семь видов и 128 наименований американских товаров. Фрукты и изготавливаемая из них продукция (120 наименований) впредь будут облагаться пошлиной в 15 процентов. Тариф на свинину, а также продукцию из нее составит 25 процентов”.
Официальный МИД КНР в лице свои спикеров еще в начале марта призывал не вводить протекционистские меры в отношении Китая. Так 2 марта пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что использование США протекционистских мер не сможет положительно повлиять на экономику США, а только ухудшит благосостояние американского потребителя.
26 марта Китай заявил, что готов к переговорам для разрешения сложившихся противоречий.
27 марта официальный представитель Китай в ВТО Чжан Сянчэнь, что совершаемые США действия противоречат тем обязательствам, которые взяли на себя США в рамках этой организации.
29 марта официальный представитель министерства коммерции КНР Гао Фэн заявил, что те меры, которые американское правительство принимает в торговле с Китаем, могут болезненно отразиться на экономике США.
Неофициальные лица, выражались по поводу американских ограничений несколько жёстче. Профессор Народного Института Китай Ван Вэнь заявил, что Китай – это не Ирак, Иран и Россия, а у Пекина много возможностей ответить на торговые ограничения.
28 марта Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян принял делегацию конгресса США из четырех представителей республиканской партии под началом Стива Дениелса.
США потребует от Института Конфуция и других образовательных организаций с иностранным финансированием зарегистрировать себе как “иностранных агентов” Законопроект на основании законопроекта “О прозрачности иностранного влияния”.
Китай – Северная Корея
25 марта лидер Северной Кореи Ким Чен Ын совершил незапланированный визит в Китай, где встречался с председателем КНР Си Цзиньпином. Китайские государственные СМИ в том числе делали акцент на том, что “международное сообщество должно поддержать подобные визиты, поскольку эти шаги могут стать силой, которая поспособствует примирению на Корейском полуострове и выходу из нынешней тупиковой ситуации. В обозримом будущем дружественные связи между Пекином и Пхеньяном, станут наиболее стабильным каналом разрешения противоречий на полуострове”.
Торговые пошлины
Министерство коммерции КНР анонсировало планы о введении антидемпинговых мер на ввоз метилизобутилкетона из Южной Кореи, Японии и ЮАР. Данные пошлины будут введены на пять лет и начнут действовать с 20 марта.
Антидемпинговые пошлины на импорт из Южной Кореи (2 компании) будут назначены в диапазоне от 18,5 процента до 32,3 процентов, из Японии (3 компании) они назначены в диапазоне от 45 процентов до 190,4 процента, для ЮАР пошлины зафиксированы от 15,9 процента до 34,1 процента.
Внутренняя политика
Завершение работы “двух Сессий”
Си Цзиньпин был переизбран председателем КНР. Обратить внимание стоит на его заключительную речь перед ВСНП, которая была произнесена в националистическом духе. Си заявил, что готов сокрушить любую попытку разделения Китая. Переизбранный председатель КНР призвал сплотиться вокруг китайской мечты и поддерживать ее, используя национализм и культурные достижения страны.
Ван Цишань был избран на пост вице-председателя Китая. Ли Кэцян был переизбран премьером Госсовета КНР. Хань Чжэн (первый вице-премьер), Сунь Чуньлань, Ху Чуньхуа и Лю Хэ были избраны вице-премьерами Госсовета. Членами Госсовета были стали: Ван Юн (без портфеля), министр иностранных дел Ван И, глава минобороны Вэй Фэнхэ (ранее – командующий Ракетными войсками НОАК и близкий соратник Си), секретарь Госсовета Сяо Цзе министр общественной безопасности Чжао Кэчжи.
Кроме указанных, остальные министерские портфели распределились следующим образом:
- Государственный комитет по делам развития и реформ — Хэ Лифэн
- Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения — Чжан Цзинань (ранее занимал пост главы Центральной комиссии КПК по институциональной реформе)
- Министерство образования — Чэнь Баошэн
- Министерство науки и технологий — Ван Чжиган (ранее занимал пост замминистра)
- Министерство гражданской администрации — Хуан Шусянь
- Министерство промышленности и информатизации — Мяо Вэй
- Государственный комитет по делам национальностей — Багатур
- Министерство юстиции — Фу Чжэнхуа (ранее — заместитель министра общественной безопасности)
- Министерство государственной безопасности — Чэнь Вэньцин
- Государственный комитет по делам здравоохранения — Ма Сяовэй (ранее занимал пост замглавы Госкомитета по делам здравоохранения и планирования семьи)
- Министерство финансов — Ли Кун (ранее занимал пост замминистра)
- Министерство природных ресурсов — Лу Хао (ранее занимал пост губернатор Хэйлунцзяна)
- Министерство экологической среды — Ли Ганьцзе
- Министерство жилья, городского и сельского строительства — Ван Мэнхуэй (ранее занимал пост ззамминистра)
- Министерство по управлению чрезвычайными ситуациями — Ван Юйпу (ранее занимал пост председателя SINOPEC)
- Министерство транспорта — Ли Сяопэн
- Министерство водного хозяйства — Э Цзинпин (ранее занимал поcт замминистра)
- Государственное контрольно-ревизионное управление — Ху Цзэцзюнь
- Министерство коммерции – Чжун Шань
- Министерство культуры и туризма — Ло Шуган
- Министерство сельского хозяйства и сельских дел — Хань Чанфу
- Министерство по делам ветеранов — Сун Чжаочэн (ранее первый секретарь провинции Шаньси)
- Народный банк Китая — И Ган (ранее занимал пост заместителя)
Смена руководителей
21 марта по сообщениям агентства Синьхуа в провинциях Сычуань, Гуанси и Цзянси сменились партийные секретари. Ван Дунмин ушел с поста секретаря КПК провинции Сычуань, уступив место Пэн Цинхуа. Пэн являлся главой Гуанси-Чжуанского автономного района, которого в свою очередь сменил Лу Синьшэ. Лу уступил свой пост партийного секретаря КПК по провинции Цзянси Лю Ци.
Повышение статуса Политико-юридической комиссии ЦК КПК
Политико-юридической комиссии ЦК КПК вновь “возвращают” ее влияние, которое было потеряно после ареста Чжоу Юнкана. В конце февраля ЦК КПК проголосовало за это решение, однако опубликовано решение было только лишь в середине марта. В соответствии с изменениями в комиссию будут включены три координационные группы, ответственные за поддержание правопорядка, социальную стабильность и противодействие Фалуньгун. Также перед комиссией будут отчитываться полиция, прокуратура и суды. Изменения направлены на укрепление и повышение эффективности руководства партии по обеспечению внутренней безопасности.
Реформы в правительстве
После завершения двух Сессий было обнародованы планы по реформам правительства КНР. Согласно плану, в составе Госсовета КНР будут 26 министерств и комитетов. Новыми станут министерство природных ресурсов, министерство по делам ветеранов, министерство по управлению чрезвычайными ситуациями.
При Госсовете планируется создать ряд новых управлений: агентство по сотрудничеству в области международного развития и государственное иммиграционное управление.
Также планируется что четыре из “ведущих групп” (по финансовым и экономическим вопросам, кибербезопасности, реформам и иностранным делам) будут модернизированы, чтобы стать комиссиями. Помимо реформ, партийные учреждения также возьмут на себя ответственность за подразделения, которые ранее находились в ведении Госсовета. Государственное управление по делам религий, Канцелярия по делам зарубежных китайцев и Государственная Комиссия по этническим вопросам, теперь попадают под управление отдела Единого фронта ЦК. Китайская Академия управления будет объединена с Центральной партийной школой.
Для создания «аутентичной и эффективной» системы аудита и усиления надзора будет создана Центральная Ревизионная комиссия.
Главное государственное управление КНР по делам печати, издательств, радио, кино и телевидения будет объединено с Отделом пропаганды ЦК КПК, а его сфера деятельности расшириться и будет включать импорт и экспорт фильмов и различной литературы.
23 марта была официально открыта Государственная надзорная комиссия КНР.
Экономика
По итогам Сессии Всекитайского собрания народных представителей были обозначены планы на 2018 год: рост ВВП должен составить 6,5 процентов, основные драйверы роста — инвестиции, внешняя торговля и внутреннее потребление.
Из важных аспектов стоит выделить:
- продолжение процесса сокращения избыточных производственных мощностей. Планируется ликвидировать неэффективные производства стали и чугуна на 30 млн. тонн, угледобывающие – более чем 150 млн. тонн. В связи с этим вырастет уровень безработицы до 4,5 процентов. Вторым показателем, влияющим на рост безработицы, станет показатель роста новых рабочих мест, он будет достаточно низким и составит всего 11 млн.
- снижение налоговой нагрузки на бизнес на сумму 800 млрд. юаней. Планируется также улучшить и упростить условия ведения бизнеса и инвестиционный климат. С 1 мая НДС для предприятий производственного сектора будет снижен с 17 до 16 процентов, а для предприятий транспортной, телекоммуникационной и строительной сфер — с 11 до 10 процентов.
- Расходы научно-техническую деятельность вырастут чуть более чем на 10 процентов, субсидирование образования увеличиться на 6,5 процента.
- Продолжение мероприятий по ликвидации нищеты: к 2020 году власти КНР поставили цель побороть нищету, в этом году на эти цели было выделено 106 млрд. юаней.
- В 2018 году на природоохранную деятельность выделят 40,5 млрд юаней
- В этом году власти КНР собираются ее более расширить доступ иностранных инвестиций на внутренние рынки. Список запрещенных к инвестициям отраслей пересмотрят, особенно это будет касаться телекоммуникации, образования медобслуживания. Местным правительствам разрешат разрабатывать собственную программу по привлечению инвестиций.
Вывод:
Во внешней политике КНР за март необходимо выделить два момента. Первый – Пекин показал свою готовность и устойчивость к тем мерам давления, которые использовали США.
О торговой войне активно говорят еще с 2017 года, а значит у Пекина было время подготовить минимум предварительный план действий. В сложившейся ситуации Китай будет придерживаться многокомпонентного подхода. Пекин попытается размыть сам процесс торговой войны, предлагая различные форматы взаимодействия, поиска решения и призывая решить проблемы за столом переговоров, одновременно оказывая влияние на администрацию Трампа, в том числе через американский бизнес.
В прямом торговом конфликте КНР будет терять больше, чем США, однако на структурные изменения, которые требует Вашингтон, Пекин не пойдет. Китайцы готовы пожертвовать незначительными областями двухсторонней торговли, но не откажутся от своих принципов (к примеру, субсидирование государственных компаний дешевыми и длинными деньгами).
На данный момент Пекин “мягко” ответил на торговые ограничения Вашингтона. Ввиду разгорающегося конфликта, скорее всего китайцы пойдут по пути примерно ассиметричных ответов (и даже несколько меньше). На первом этапе китайцы могут ввести пошлины на те группы товаров, производителями которых являются те штаты, которые голосовали за Трампа. Однако этот факт вряд ли изменит намерение администрации нынешнего президента США.
В случае продолжения Вашингтоном торгового конфликта и введением новых тарифов или ограничений, вероятен бойкот американских товаров в Китае, и, возможно, китайских в США. В случае с американским бойкотом, нужно отметить, что китайцы имеют больше подобного опыта. Например, в 2012 году во время территориального спора с Японией или же частичного бойкота южнокорейских товаров в 2017 году, что только привело к росту потребления товаров китайского производства внутри КНР.
В краткосрочной перспективе, третьи страны будут выигрывать от торгового конфликта Вашингтона и Пекина. Частный бизнес будет уходить во Вьетнам (что уже происходило и будет только разгораться из-за конфликта), в государства Латинской Америки. Также необходимо рассмотреть страны, имеющие по отдельности торговые договоры с США и КНР (а также торговые многосторонние форматы, например, Региональное всестороннее экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP), подписания которого возможно состоится в ноябре 2018 года). На этом фоне важным видится заявление Пекина о принятии мер по возращению крупных китайских компаний обратно в Китай.
Разгорающийся торговый конфликт может заставить Пекин усиливать свое влияние в зонах сухопутного маршрута инициативы “Пояса и Пути”. А Вашингтон искать большего сближения с Индией и своими азиатскими союзниками.
Чисто экономического решения, на данном этапе, нет. Вероятность того, что президент Д. Трамп станет инициатором более крупных ограничений, в краткосрочной перспективе мала, но существует. Скорее всего будущие ограничения в торговле и в инвестициях (к примеру запрет со стороны США американским инвесторам вкладывать в отдельные сектора китайской экономики) будут относительно небольшими по объему. По мнению Вашингтона, это будет подталкивать Пекин к принятию американских требований. Успешность подобных мер вызывает сомнение.
Вероятность того, что Вашингтон будет использовать политические и дипломатические меры очень высока, чему, к примеру, свидетельствует ситуация вокруг Taiwan Travel Act или назначение на пост советника по национальной безопасности Джона Болтона.
Второе важное внешнеполитическое событие – визит в Пекин северокорейского лидера Ким Чен Ына – это попытка показать значимую роль Китая в корейском урегулировании. Возможные переговоры между США и Северной Кореей, межкорейские переговоры – все эти события могли политически “оттеснить на обочину” Китай в переговорном процессе.
Характерно, что Ким Чен Ын записывал слова Си в блокнот, чем ясно указывал на роль “младшего брата” в китайско-северокорейских отношениях.
Внутренняя политика отмечена несколькими событиями. Во-первых – одобрение ВСНП изменения конституции КНР о снятии ограничения двух сроков правления для председателя. Это даст возможность действующему Си остаться в должности после 2023 года и консолидировать власть в своих руках. Для реализации внутренних и внешних программ, поставленных перед китайской нацией очевидно, что не хватит тех 5 лет, которые ему оставались по старой версии конституции.
Запущенные масштабные реформы в системе госуправления КНР есть логичное продолжение перестройки системы управления Китая под Си. Создание более управляемой и заточенной модели под одного человека в краткосрочной перспективе приведет у росту эффективности управления, однако эрозия институционального управления уже точно отразиться на управляемости после Си.
Кроме этого, подобная консолидация власти вызовет противодействия со стороны части китайской элиты, недовольных этим процессом. Учитывая это, можно предположить появления в Китае скрытого оппозиционного блока (опыт китайской цивилизации в тайных обществах достаточно велик).
Окончательно было найдено место ближайшему соратнику Си Цзиньпина. Ван Цишань был утвержден в роли вице-председателя. Несмотря на формальную должность Ван остается в обойме на ближайшие пять лет. Его назначение стало еще одним из столпов консолидации власти Си.
П.Прилепский