П.Ю. Цветов. АСЕАН: на стыке

О деятельности и развитии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в специальном интервью для Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии рассказывает Петр Юрьевич Цветов: ведущий эксперт по Вьетнаму, кандидат исторических наук, доцент кафедры Международных отношений Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

  • Какие основные тенденции существуют в рамках АСЕАН?

С 2015 года АСЕАН действует в рамках провозглашенного ими единого пространства – Сообщество АСЕАН. Оно, в свою очередь, делится на три сообщества (community): в сфере политики и безопасности; экономики и гуманитарной сфере.

Основная задача Сообщества заключается в достижении максимальной степени интеграции между десятью входящими в организацию странами. Но очевидно, что в определенной степени образцом для АСЕАН, как и для большинства других региональных интеграционных объединений, является Европейский союз. Можно быть уверенным, что, несмотря на развитие и стремление к интеграции, такой степени обобществления и единства, как в ЕС АСЕАН не достигнет. Это обусловлено именно тем, что страны АСЕАН, в отличие от европейских стран, очень сильно отличаются по историческому прошлому, по культуре, по языку, а, главное, по государственному строю. Практически нет стран, про которые можно сказать, что они идентичны по государственному строю. И соответственно в Юго-Восточной Азии эти страны не будут иметь наднациональные органы управления.

На практике усиление интеграции заключается в том, что не до конца, но тем не менее резко снижены тарифы и торговые пошлины в торговле между странами. По сути дела создан общий режим для иностранных инвестиций.

Если затронуть культурную или гуманитарную сферы, то уже существуют общий сетевой университет стран АСЕАН, общая радиостанция, периодически проводятся совещания министров культуры и туризма по вопросам дальнейшего развития.

То есть на данном этапе главная идея – это интеграция, сохранение единства этих стран, стремление к выступлению с единых позиций по основными международным проблемам. Поэтому они проводят саммиты два раза в год, где и корректируют эти вопросы и пытаются выступить единым фронтом по наиболее значимым международным проблемам в ответ на существующие в регионе угрозы.

Например, перед странами стоит задача выработать единую позицию в отношении возвышения Китая. При том, что КНР является главным торговым партнером, страны АСЕАН опасаются, что своей мощью он будет оказывать на них давление и, соответственно, заставлять «плясать под свою дудку».

Такой же подход существует и к Соединенным Штатам. Большинство стран АСЕАН рассматривает США и их военную мощь как противовес возвышению Китая, но в то же время эти страны не хотят, чтобы отношения с США ухудшали их отношения с Китаем. Поэтому здесь ведется довольно сложная балансировка.

Поэтому страны-члены АСЕАН вырабатывают гибкую позицию, которая помогла бы им взаимодействовать с обеими странами примерно на равных.

  • Какие, по Вашему мнению, угрозы и вызовы стоят перед государствами-членами АСЕАН?

В связи с ранее упомянутым возвышением Китая, возникает вопрос о том, как страны должны реагировать на выдвигаемый им проект «Один пояс – один путь»?

Китай предлагает странам Юго-Восточной Азии уже проработанные проекты создания инфраструктуры, строительства железных дорог, портов и так далее. С точки зрения развития этих стран – это определенный толчок, а с другой стороны вопрос – как за это платить, как рассчитываться за китайские кредиты?  Это представляет собой один вызов.

При этом необходимо сказать, что в регионе сохраняются такие же угрозы и вызовы, как и в других частях света. Например, трансграничный терроризм.

В регионе существует довольно большая мусульманская община. Она считается не слишком радикальной, но тем не менее сотни граждан Индонезии, Малайзии, Филиппин, которые исповедуют ислам, оказываются в лагерях подготовки террористов на Ближнем Востоке, а по возвращении в регион устраивают террористические акты. Тем не менее, совместными усилиями страны противостоят этой угрозе, ими уже была принята антитеррористическая программа.

Другой проблемой, безусловно, можно считать наркотрафик. Мьянма по-прежнему остается крупным поставщиком опиума на мировой нелегальный рынок.

Даже вызовы, указанные в Концепции внешней политики Российской Федерации, имеют место быть в Юго-Восточной Азии, и, соответственно, все страны-члены АСЕАН как по одиночке, так и в комплексе стремятся бороться с угрозами.

  • Как Вы прокомментирует идею создания диалога ЕАЭС-ШОС-АСЕАН?

Для того чтобы этот диалог заработал нужно иметь более конкретные предложения. В отличие от той же инициативы «Один пояс – один путь», где есть банк для финансирования проектов и китайское желание кредитовать те или иные проекты, у нас как стороны, предложившей идею, пока не оговорено, как будет реализовываться проект.

С точки зрения долгосрочной стратегии это крупный и, возможно, реализуемый проект, но он будет воплощен только тогда, когда будет создана конкретная основа. На данный момент не оговариваются планы по развитию диалога, будет ли создана общая зона свободной торговли или нет, можно только предполагать.

Пока идея остается самым общим подходом, суть которого заключается в том, что мы по-прежнему пытаемся интегрироваться в процессы, которые происходят в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для этого Россия подтягивает не только свои ресурсы, но и ресурсную базу тех организаций, в которых она состоит. На сегодняшний день речь идет только об организационных, а вовсе не о материальных ресурсах.

  • Вами ранее уже был затронут подход российской стороны. Хотелось бы узнать более подробно о российско-асеановском сотрудничестве.

Это партнерство ведется с 1996 года, подписана масса документов и программ кооперации в разных областях, начиная от экономики до образования. Существуют структуры, обеспечивающие взаимодействие России и АСЕАН. Поэтому диалог развивается, сотрудничество ведется.

Со стороны АСЕАН, как и со стороны отдельных членов организации, к нам вполне благожелательное отношение. Однако, сравнивая наше взаимодействие со странами-членами АСЕАН и их сотрудничество с другими государствами, можно сделать вывод, что тут мы числимся далеко не в передовиках. Если наш ежегодный торговый оборот со странами АСЕАН не достигает и 20 миллиардов долларов, то у Китая он составляет приблизительно 400 миллиардов долларов, у Америки, Японии – около 200 миллиардов долларов. Однако страны АСЕАН в отдельности остаются для России крупнейшим рынком продажи военно-технического снаряжения и оружия. Для нас они, безусловно,  в этом являются важными партнерами.

И надо понимать, что не все измеряется объемами торговли. У России – хороший имидж в глазах местных жителей. Здесь помнят о большой помощи, которую оказывал советский народ их антиимпериалистической борьбе. Многие представители местной элиты получили у нас образование и гордятся этим.

Беседу вела Виктория Юрьевна Ламтева, репортер Центра востоковедных исследований,  международных отношений и публичной дипломатии