Минувший месяц в Республике Корея был насыщен событиями внешнеполитического характера: состоялся ряд визитов официальных представителей в Республику Корея, кроме того, Сеул проводил активную внешнеполитическую деятельность как в двустороннем формате, так и в формате многостороннего диалога. Внутриполитическую канву событий можно сравнить с процессом создания своего рода скрепов: в преддверии выборов мэра Сеула вокруг политических партий сформировались группы единомышленников.
Внутренняя политика
В минувшем месяце окончательно определился ряд кандидатов на пост мэра Сеула. Ими стали: Пак Ён Сон от правящей демократической партии «Тобуро»; бывший мэр Сеула О Се Хун, представляющий оппозиционную партию «Сила Народа»; и Ан Чхоль Су — глава небольшой оппозиционной Народной партии.
16 марта Ан Чхоль Су заявил, что будет добиваться слияния двух оппозиционных партий: «Силы народа» и Народной партии, если он станет единым представителем от оппозиции.
В преддверии апрельских выборов разразился скандал, причиной которого, как заявляет оппозиция, стала покупка правящей партией голосов избирателей за счёт средств государственного бюджета. Правящая Демократическая партия (ДП) и правительство потеряли контроль над своей расточительностью с выплатами помощи в связи с COVID-19 из-за стремления победить на предстоящих дополнительных выборах мэра в Сеуле и Пусане. Последнее предложение ДП о расходах в размере 19,5 триллионов вон ($17 млрд), которое было одобрено на заседании кабинета министров, вызвало много вопросов у оппозиции. Председатель ДП Ли Нак Ён предположил, что пакет может превысить 20 триллионов вон во время рассмотрения законодательства. В свою очередь правительство одобрило предложение Ли.
Большинство бенефициаров живут в двух самых густонаселенных городах: Сеул и Пусан. Жители этих городов в следующем месяце придут на избирательные участки, чтобы выбрать своих мэров. Оппозиция назвала этот план «подкупом голосов за счет государственного долга».
4 марта генеральный прокурор Южной Кореи Юн Сок Ёль публично объявил о своём уходе с должностью из-за несогласия с проводимой правительством реформой правоохранительных и надзорных органов. Спустя 1 час после заявления его отставка была принята президентом страны Мун Чжэ Ином. Такая оперативность объясняется восприятием последних действий и высказываний генпрокурора в качестве «политических актов» при заявленной необходимости сохранять политический нейтралитет. Накануне Юн публично выступил против создания нового следственного органа по расследованию серьёзных преступлений, что, по его мнению, сокращает полномочия прокуратуры, а также не соответствует духу конституции и системе верховенства закона в государстве. Согласно данным ряда социальных опросов, Юн Сок Ёль рассматривается в обществе в качестве одного из основных кандидатов на пост следующего президента РК.
Также 4 марта президент Мун заменил старшего секретаря по гражданским делам и юстиции. Син Хён Су на этом посту сменит Ким Чин Гук. Ким — юрист, специальный уполномоченный в Совете по ревизиям и инспекциям — должность заместителя министра. В годы президентства Но Му Хёна Ким Чин Гук занимал должность секретаря по вопросам права, работая в администрации совместно с Мун Чже Ином. Как сообщается, Син поддерживал Юн Сок Ёля в его деятельности, направленной против проведения новой реформы прокуратуры.
Политический рейтинг президента РК Мун Чжэ Ина продолжает падение. По данным соцопроса, проведённого в период с 9 по 11 марта, политику главы корейского государства поддерживают 38% респондентов (снижение на 2%). Число тех, кто негативно оценивает его действия, выросло на 3% до 54%.
Другим важным событием марта стало начало вакцинации граждан старше 65 лет. 23 марта первую дозу вакцины получили: президент РК и его супруга, а также 9 официальных лиц Голубого дома, которые будут сопровождать Мун Чже Ина на протяжении поездки в Великобританию на саммит G7, проведение которого намечено на июнь 2021 года.
Запуск Южной Кореей спутника наблюдения
22 марта состоялся запуск южнокорейского спутника наблюдения среднего размера следующего поколения. Южнокорейский спутник CAS500-1, запущенный с космодрома Байконур на ракете «Союз-2.1а», успешно выведен на орбиту. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте «Роскосмоса».
«После двух включений (выведение на первую переходную орбиту и орбиту отделения) маршевой двигательной установки разгонного блока «Фрегат» южнокорейский спутник дистанционного зондирования CAS500-1 штатно отделился в 10:10 по Москве на целевой орбите». Планируется, что спутник будет проводить наблюдения на высоте 487,8 км на протяжении четырёх лет.
Мягкая сила Республики Корея
14 марта Министерство образования Республики Корея заявило, что было принято решение об увеличении вдвое расходов на финансирование преподавания корейского языка за рубежом в этом году. Это связано с возросшей популярностью корейского языка как второго в связи с интересом к культуре и K-pop музыке.
В соответствии с планом Министерства образования на 2021 год, РК планирует выделить $20.8 млн в этом году для открытия большего количества корейских языковых курсов. Данная сумма вдвое превышает прошлогодние показатели. В соответствие с планом, Министерство намерено открыть языковые курсы корейского языка в 1,800 школах 43 стран.
Большинство расходов придётся на страны, где спрос на корейский язык высок — Иордания, Бельгия, Эквадор, Лаос и Камбоджа.
Республика Корея планирует открыть учебные курсы для будущих преподавателей корейского языка в 14 странах в ЮВА, Центральной Азии, включая Вьетнам, Малайзию, Индонезию, Россию и Киргизию. К тому же, Министерство увеличит число отправляемых за рубеж преподавателей корейского языка до 132 в данных странах.
Другой победой Южной Кореи на данном направлении стал успех фильма «Минари», который собрал шесть номинаций на Оскар в этом году. После сенсационного прошлогоднего успеха корейской ленты «Паразиты» особо пристальное внимание наблюдатели уделяют еще одному фильму на корейском языке – «Минари». Правда, картина эта снята в США давно живущим в Америке режиссером корейского происхождения Ли Айзек Чуном и повествует о судьбе оказавшихся здесь корейских иммигрантов. «Минари» претендует на награды за лучший фильм, лучшую режиссуру, главную мужскую роль (Стивен Ён), женскую роль второго плана (Юн Ёджон), лучший оригинальный сценарий, лучшую оригинальную музыку.
Север — Юг
Стремление Сеула наладить межкорейский диалог без посредников стало лакмусовой бумажкой, определившей шаги РК на этом направлении. Так, Южная Корея в марте в третий раз подряд приняла решение не выступать в качестве спонсора резолюции ООН о нарушении прав человека в КНДР. 43 государства, включая США, Японию, Австралию, Великобританию и ЕС, в ходе заседания Совета по правам человека ООН поддержали проект резолюции по правам человека в КНДР. Южной Кореи среди них нет. Накануне инициатором проекта документа выступил Европейский Союз. Примечательно, что с 2009 года Сеул регулярно поддерживал подобную инициативу.
При администрации Мун Чжэ Ина РК воздерживалась от финансирования данного документа, участвуя лишь в принятии согласованной итоговой резолюции, что мотивировалось «учётом различных факторов ситуации на Корейском полуострове». Согласно заявлению МИД Южной Кореи, на текущий момент позиция властей РК в отношении резолюции по правам человека в КНДР ещё не определена. На волне внимания новой американской президентской администрации к данной теме, а также заявлений Сеула и Вашингтона об укреплении союзнических отношений встаёт вопрос, поддержит ли в итоге РК соответствующую резолюцию, способную вызвать недовольство со стороны Пхеньяна.
Подобные устремления Сеула показывают тенденции южнокорейского общества и векторы политики нынешнего правительства. Так, в соответствии с результатами последнего опроса среди граждан Южной Кореи, 43,6% респондентов считают необходимость склонения США к смягчению санкций в отношении КНДР ключевым элементом реализации межкорейских соглашений, развития трансграничного сотрудничества и обменов. 30,7% отмечают важность переговоров с Северной Кореей в военной сфере, направленных на снижение уровня напряжённости. 11,6% призывают к созданию «юридической базы» путём ратификации договорённостей на уровне парламента. Всего 16% опрошенных убеждены в целесообразности усиления давления на Пхеньян. По мнению 54,9% корейцев, сотрудничество КНДР со странами Азии в области кибербезопасности и здравоохранения может содействовать нормализации межкорейских отношений. 74,1% поддерживают идею передачи Сеулом Пхеньяну вакцины против коронавируса после того, как будут привиты все граждане РК. Идею объединения двух корейских государств разделяют 69,3% опрошенных. 28,8% не видят в этом целесообразности.
11 марта министерство объединения Р. Корея заявило о планах создания собственной «корейской версии интернет-портала 38 North», специализирующегося на исследованиях проблематики Северной Кореи. Ведомство намерено осуществлять активную поддержку, в том числе финансовую, деятельности подобной платформы, где на английском языке будут размещаться соответствующие материалы, отражающие точку зрения Южной Кореи на вопросы, связанные с КНДР и Корейским полуостровом. Предполагается, что наполнением интернет-ресурса информационным контентом займутся частные исследовательские институты. Его тон и содержание должны отличать его от американских «38 North» и «Beyond Parallel», что позволит диверсифицировать восприятие широкой публикой Северной Кореи. Создаваемый РК веб-журнал будет вести активную онлайн-работу, включая продвижение своих материалов в социальных сетях (SNS), а также публикацию ежемесячных и еженедельных информационных бюллетеней. Ориентировочный срок начала работы ресурса – май 2020 года.
Внешняя политика
США — Республика Корея
Несмотря на подобные настроения в южнокорейском обществе и программные пункты правительства, приведённые выше, Сеул остаётся приверженным обязательствам перед США.
В минувшем месяце РК и США провели совместные военные учения, которые вызвали неодобрительные заявления со стороны Пхеньяна. КНДР охарактеризовала их как репетицию вторжения Севера на территорию Юга. Однако в нынешнем году учения прошли в сокращённом формате в связи с условиями пандемии. Как сообщило южнокорейского новостное агентство Younhap, ещё неизвестно, когда пройдут полномасштабные учения. 9 марта, отвечая на вопросы журналистов, официальный представить Министерства обороны РК заявил, что Сеул и Вашингтон планирует проводить военные манёвры на протяжении всего года вместо чётко назначенной даты. Такое решение было принято в связи со стремлением администрации президента Муна наладить межкорейский диалог и продвинуться в переговорах по проблеме полной денуклеаризации Корейского полуострова. «Лучше размерено на протяжении года, чем интенсивно в короткий период времени», — заявил Бу Сын Чан.
Во время военных учений, которые проходили на территории Южной Кореи в период с 9 по 18 марта, стороны заключили новое американо-корейское соглашение о совместном финансировании. Сообщается, что оно не покроет затраты на военные действия американского контингента за пределами Корейского полуострова.
В годы президентства Дональда Трампа Вашингтон выдвигал требования о значительном увеличении южнокорейских объёмов финансирования (примерно на 50%) с целью покрытия затрат на операции американского контингента войск Кореи вне полуострова, на размещение военных сил и средств США в РК, а также кампаний военных, которые проходят под эгидой контингента войск на ротационной основе.
В многолетнем соглашении, действительном до 2025 года, содержится призыв к тому, чтобы финансовые отчисления Сеула были отнесены к возрастанию доли затрат на безопасность страны.
«Новое соглашение направлено на внесение вклада в процесс размещения и содержания американских войск для защиты Корейского полуострова. Новая договорённость достигнута в рамках трёх категорий финансовых отчислений», — заявил другой официальный представитель. Три сферы затрат включают в себя расходы на заработные платы сотрудникам американского военного контингента в Корее; строительство военных объектов: для обучения, тренировок, коммуникации и других целей; а также материально-техническое обеспечение хранения амуниции, перевозки и поддержание должного состояния объектов.
На данный момент американский контингент войск размещён на территории Южной Кореи с целью сдерживания угрозы, исходящий от КНДР, такой как наследие Корейской войны (1950–1953 гг.), которая закончилась перемирием, а не мирным договором. Однако группы гражданского общества и критики указали на возрастающие шансы американского контингента проводить военные операции за пределами страны под эгидой лозунга США о большей стратегической гибкости.
Как заявило южнокорейское правительство, РК и США пришли к соглашению о специальных мерах. В соответствии с данным документом, Сеул в этом году увеличит платежи на 13,9% по сравнению с 2019 годом за размещение 28,500 американских солдат.
Подводя итоги, можно сказать, что новые договорённости указывают на приверженность союзников обязательствам, взятым на себя задолго до настоящего момента. Попытки Мун Чже Ина получить самостоятельность в командовании объединёнными вооружёнными силами в военное время, а также подобные действия по сохранению присутствия США на территории Корейского полуострова указывают на опасения Сеула по поводу угрозы ядерной атаки со стороны северного соседа — КНДР.
Также в дни учений — 10 марта — командующий американским воинским контингентом на Корейском полуострове (USFK) Роберт Абрамс, выступая на слушании военного комитета Палаты представителей США, заявил о планах Вашингтона развернуть в течение текущего года на территории РК дополнительно 2 новые системы ПРО. При этом он не конкретизировал, какое именно оборудование и оснащение входит в их состав. Предполагается, что они дополнят введённый в эксплуатацию ранее комплекс THAAD и установки «Patriot PAC 3». Независимо от того, что планирует установить США, сам факт этого вызывает в Сеуле озабоченность, поскольку может негативно отразиться на отношениях РК и КНР, как это уже было с THAAD в 2017 году. Более того, как сообщается, американская сторона обнародовала план своих действий без должного предварительного обсуждения и согласования со своими южнокорейскими союзниками.
В конце марта с визитом в Южную Корею прибыли Государственный секретарь США Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин (정의용 장관과 블링컨 장관의 회담은 오후 6시 30분에 시작됐습니다. 두 장관은 모두발언에서 한미동맹의 중요성을 언급하며 굳건한 협력 의지를 강조했습니다). Госсекретарь Соединённых Штатов подчеркнул важность трёхстороннего союза, включающего Японию, Южную Корею и США (블링컨 장관은 비핵화를 위해 한국과 일본 등 동맹들과 협력하겠다고 강조했는데요).
Как отмечает кореевед Олег Кирьянов, уже в первый день и Блинкен, и Остин подчеркнули, что альянс должен противостоять «угрозам» со стороны Китая и Северной Кореи. Оба министра в разных выражениях, но очень недвусмысленно высказались по поводу как Китая, который «использует принуждение и агрессию», так и КНДР, которая совершает «широкомасштабные и массовые преступления против своего народа». Кроме того, была подчеркнута необходимость совместных усилий всех союзников и дружественных держав, включая Японию и Корею. Официальные лица Белого дома также вспомнили о «мире и процветании в Индо-Тихоокеанском регионе», что было воспринято как намек на необходимость продвижения направленной против Китая американской инициативы QUAD, где участвуют США, Япония, Индия и Австралия, и куда также пытаются привлечь и Южную Корею.
Ответом КНДР на военные учения США и Республики Корея 25 марта стал запуск Пхеньяном двух баллистических ракет в направлении Японии. Как утверждают южнокорейские аналитики, запуск двух ракет пришёлся точно на время подготовки первой пресс-конференции нового президента США Джо Байдена, на которой планировалось огласить новую политику Вашингтона по отношению к Северной Корее. Позднее Джо Байден заявил, что ответ Соединённых Штатов обещает быть скорым. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, Северной Корее запрещено проводить пуски баллистических ракет.
Москва — Сеул
23 марта министр иностранных дел России прибыл в Южную Корею с двухдневным визитом. В ходе переговоров Лавров заявил, что американская стратегия «Индо-Тихоокеанского региона» является попыткой создать блок против ряда стран. Глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул важность существующих региональных объединений, таких как АСЕАН и региональный форум АСЕАН. Министром также были заявлены надежды на то, что Республика Корея как один из ключевых партнёров Российской Федерации в АТР воздержится от присоединения к какому-либо блоку.
Москва и Сеул обсудили создание совместного инвестиционного фонда объемом до $1 млрд. Об этом сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Южной Кореи Чон Ый Ёном. «Осуществляются и готовятся к реализации масштабные проекты по инвестиционному сотрудничеству на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Ведутся переговоры о создании российско-корейского инвестиционного фонда объемом до $1 млрд», — сказал Лавров.
По словам министра, это станет темой обсуждения предстоящего в текущем году заседания российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. «Эти и другие вопросы составят повестку дня очередного заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое должно состояться до конца этого года в Сеуле», – указал Лавров.
Кроме того, министр иностранных дел России подчеркнул, что РФ и Южная Корея планируют быстрыми темпами вернуться к наращиванию двустороннего товарооборота, показатели которого снизились в прошлом году из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Министр добавил, что эти планы, в частности, связаны с выдвинутой президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином концепцией сотрудничества «Девять мостов». «Мы высоко оценили сотрудничество, которое в этих рамках у нас развивается, включая взаимодействие в сфере железнодорожных перевозок, поставок энергоносителей, атомную энергетику, судостроение, здравоохранение, медицину», – добавил глава МИД РФ.
Республика Корея и военный переворот в Мьянме
В странах ЮВА проживает около 3,800 корейцев. Как сообщается, ни один гражданин РК не пострадал в ходе военного переворота в Мьянме.
6 марта Мун Чже Ин опубликовал на официальной странице в Twitter сообщение, содержащее осуждения бирманских военных в жёстком подавлении мирных протестов, а также призыв отпустить задержанных и саму Аун Сан Су Чжи (미얀마 국민들에게 대한 폭력은 즉각 중단되어야 합니다. 더이상 인면의 희생이 있어서는 안될 것입니다. 미얀마 군과 경찰의 폭력적인 진압을 규탄하며, 아웅산 수 찌 국가고문을 비롯해 구금된 인사들의 즉각 석방을 강력히 촉구합니다. 민주주의와 평화가 하루속히 회복되기를 간절히 바랍니다).
Green New Deal
На данном направлении Сеулом был также достигнут ряд успехов, что подтверждает приверженность администрации Муна к идеям, с которыми он пришёл к власти. Так, в марте стало известно, что крупнейший корейский концерн SK Group заявил, что планирует построить первый завод по производству медной фольги за рубежом — в Малайзии. Как известно, медная фольга — одна из главных составляющих электрических батарей транспортных средств.
Другими странами-партнёрами РК на этом направлении стали ОАЭ и Великобритания. Южная Корея и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) договорились о развитии взаимодействия в области водородной экономики. Документ предполагает обмен правилами и нормам торговли водородом, а также налаживание контактов и взаимодействия между соответствующими структурами, ответственными за развитие указанного направления экономики – H2Korea и Hydrogen Alliance.
В марте Республика Корея и Великобритания договорились о развитии двустороннего сотрудничества в области водородной энергетики. По итогам встречи стороны подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании. Документ предполагает обмен знаниями и наработками в области планирования и разработки «дорожной карты» водородной политики, а также налаживание технического сотрудничества по производству водорода и топливных элементов, совместное развитие необходимой инфраструктуры. В частности, в качестве перспективных направлений взаимодействия выделены: производство водорода энергоэффективным методом электролиза, технологии его транспортировки и хранения, базовое промышленное оборудование, высокотехнологичные материалы, эффективные системы топливных элементов и батарей.
Ожидается, что Великобритания в течение текущего года объявит о разработке собственной стратегии развития водородной промышленности. В этой связи, Южная Корея посредством государственно-частного партнёрства рассчитывает на выход своих компаний на английский рынок.
***
Таким образом, минувший месяц в Республике Корея ознаменовался рядом как внутриполитических, так и внешнеполитических побед. Несмотря на попытки Сеула без посредников наладить отношения с северным соседом, Южная Корея не отходит от курса, обращённого на Вашингтон, и остаётся надёжным союзник Соединённых Штатов в регионе Северо-Восточной Азии. Суммируя Попытки Южной Кореи не вступать в какой-либо альянс, а также наладить диалог с северным соседом идут вразрез с позицией новой администрации США, которая видит Сеул в качестве своего ключевого союзника в Северо-Восточной Азии.
Политика многовекторности зачастую предстаёт в форме попыток Сеула усидеть на двух стульях. Однако с приходом к власти в США демократов, кажется, что остаётся не так много времени до принятия Южной Кореей окончательного решения: сторону какой державы она займёт.
П. Ветрова